Финансы и учет

Пятница, 02.12.2022, 10:25
Приветствую Вас Гость | RSS | 
Меню сайта

Поиск

Главная » Статьи » Прочие

Развитие социальной сферы села в Ульяновской области

Орлова  Л.Д.

 

Развитие социальной сферы села в Ульяновской области

 

 Опубликовано: Проблемы и перспективы развития региональных АПК: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А.В. Голубева; ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2007. – 78 с. С.54-58.


В дореформенный период основными финансовыми источниками социального развития села были собственные средства сельскохозяйственных предприятий и финансовая поддержка государства. Через государственный бюджет распределялось около 80 % всех ассигнований на просвещение, здравоохранение, культурно-просветительскую работу, отдых, физическую культуру, что позволяло развивать социальную сферу села.


В основу реформирования социальной сферы сегодня положены принципы: ослабление функций государства в реализации конституционных прав граждан на образование, медицинскую помощь, услуги культуры, жилища; перенесение центра тяжести в бюджетном финансировании социально-культурных отраслей с федерального на региональный уровень; расширение платности образования, здравоохранения, учреждений культуры, переход к самоокупаемости жилищно-коммунального хозяйства и транспорта; структурная перестройка форм собственности в социально-культурных отраслях. Реализация данных принципов привела к резкому спаду инвестиционной активности.


В Ульяновской области за 1996 – 2005 гг. доля инвестиций в сельское хозяйство уменьшилась в 2 раза, в строительство – в 1,4 раза, здравоохранение – в 1,2 раза, образование – 1,3 раза.  В культуру и искусство инвестиции за период с 2003 по 2005 гг. не осуществлялись, тогда как в 1996 г. инвестиции в культуру и искусство составили 0,2 % от всех инвестиций в области или 3,6 млрд. руб. Снижение инвестиционной активности вызвало сокращение ввода объектов сельской социально-культурной и инженерной инфраструктуры. Экономическая и организационная необеспеченность содержания инфраструктурного потенциала села, замораживание нового строительства привели к ухудшению территориальной доступности сельским жителям услуг образования, здравоохранения, культуры, общественного питания, торгового и бытового сервиса.


В результате инфляции, безработицы, нарастания диспаритета цен, отсутствия гарантированного рынка сбыта продукции отечественных товаропроизводителей основная масса сельскохозяйственных предприятий стала убыточной. При оценке финансового положения сельскохозяйственных предприятий необходимо учитывать, что они несут огромные затраты на содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры села, передача которых в муниципальную собственность тормозится из-за отсутствия в местных бюджетах финансовых ресурсов.


К наиболее устойчивым источникам бюджетных доходов области относят  акцизы на отдельные виды товаров. Что касается источников бюджетных доходов сельских районов, то они весьма ограничены, поскольку здесь расположены только сельскохозяйственные предприятия и мелкие предприятия перерабатывающей промышленности, производство в которых низкорентабельно или убыточно. Из-за неплатежеспособности населения в деревне весьма скудна торговля.


Бюджетные доходы в регионе ежегодно формируются с незначительным ростом (до 10 – 12 %). При сопоставлении с темпами инфляции оказывается, что последние опережают рост бюджетных доходов. Бюджеты сельских районов ежегодно получают из областного бюджета до 30 – 40 % дотаций, однако этих средств крайне недостаточно для нормального функционирования социальной сферы.


В настоящее время администрацией области и районов предпринимаются попытки улучшения системы определения бюджетных затрат на содержание учреждений социальной сферы. В качестве базы расчетов выступают так называемое «бюджетное обеспечение в расчете на душу населения»,  анализ финансирования школ по данной методике показывает, что эта методика нарушается, приводит к 10 – 12 кратным различиям в их финансировании.


Муниципальным образованиям приходится непосредственно решать проблемы комплексного развития социальной сферы села и обеспечения ее текущего финансирования. Однако доля федеральных налогов, закрепляемых за местными бюджетами в соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления» крайне недостаточна для финансирования, как для развития, так и текущего содержания социальной сферы.


Решение проблемы социального развития села области видится в эффективном формировании валового внутреннего продукта и его целенаправленном распределении между отраслями. Вместе с тем его распределение идет со значительным уменьшением для села. По данным таблицы 1 в 1994 году доля сельского хозяйства в структуре ВРП составляла 10,6 %, в 1998 г. она снизилась до 3,7 %, в 2004 году  увеличилась до 11,4 %.


Таблица 1.


 Структура валового внутреннего продукта в Ульяновской области


Для вывода сельского хозяйства из кризиса в регионе необходимо коренным образом изменить аграрную и социальную политику, которые должны быть ориентированы на обеспечение эффективно функционирующего производства, обеспечивающего насыщение рынка доступными для всех групп населения продуктами высокого качества. Это могло бы существенно сблизить уровень доходов, качество среды обитания, условия получения образования, медицинской помощи, культурного и торгово-бытового обслуживания сельского населения.


В области за последние годы появились развивающиеся промышленные, и перерабатывающие предприятия, предпринимательские структуры, которые располагают значительными собственными финансовыми ресурсами, а также возможностями по привлечению заемных инвестиций. Они и должны сыграть определенную роль в реализации концепции аграрных преобразований путем организации новых сельскохозяйственных предприятий.


Последовательность практических организационных действий по оздоровлению «лежащих» хозяйств целесообразно проводить в следующем порядке:


1. Органы местного самоуправления на основе анализа итогов хозяйственной деятельности предлагают перечень хозяйств, подлежащих экономическому оздоровлению в первую очередь.


2. Областной департамент программно-целевого развития агропромышленного комплекса правительства администрации области совместно с потенциальным инвестором изучает объем и структуру кредиторской задолженности, наличие основных фондов и оборотных средств по каждому предприятию. Предлагает всем основным кредиторам переуступить право требования долгов одному консолидированному кредитору: областному государственному учреждению «Сельскохозяйственному кооперативно–корпоративному объединению (предприятию)» (СККО (П))


3. Сельскохозяйственное предприятие на сумму консолидированной задолженности принимает решение о передаче части основных фондов (активной части) по остаточной стоимости областному государственному учреждению «Сельскохозяйственному кооперативно–корпоративному объединению (предприятию)» (СККО (П))


4. Предприятие – инвестор совместно с акционерами сельскохозяйственного предприятия (как вариант – совместно с реформируемым сельскохозяйственным предприятием) создают новое акционерное общество. Уставный капитал нового общества формируется из остаточной стоимости части основных фондов старого предприятия и стоимости основных средств, которые приобретает предприятие – инвестор для вновь созданной организации в течение года согласно утвержденному плану.


5. Областное государственное учреждение «Сельскохозяйственный кооперативно–корпоративное объединение (предприятие)» (СККО (П)) заключает с вновь созданным предприятием соглашение о погашении кредиторской задолженности в соответствии с планом реструктуризации, согласованным со всеми кредиторами, и передает ему в управление основные фонды предприятия-должника.


6. Собственники земельных долей передают их по договору аренды вновь созданному сельскохозяйственному предприятию, предусматривая ему размер арендной платы 5 процентов от стоимости полученной продукции.


Уставом вновь созданного предприятия и методикой распределения стоимости полученной продукции предусматривается в течение 3 – 5 лет после процедуры финансового оздоровления и погашения задолженности преобразовать его или отдельные арендные коллективы в народное предприятие в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ (в ред. от 21.03.2002 № 31-ФЗ).


Каждое предприятие – инвестор, может одновременно проводить процедуру финансового оздоровления, (в зависимости от имеющихся возможностей), одной или нескольких организаций. В последнем случае оно создает управляющую компанию.


Реализация предложенной концепции позволит активизировать интеграционные процессы и в значительной степени обеспечить поддержку социальной сферы села Ульяновской области.

Категория: Прочие | Добавил: kav (30.01.2009)
Просмотров: 823
Форма входа

Категории раздела
Анализ [11]
Налогообложение [2]
Учет [7]
Финансы [12]
Прочие [16]

Наши партнеры

Книжный интернет-магазин Sprinter.ru

OZON.ru

ИД

Научные конференции


Счетчик
Яндекс.Метрика



Copyright MyCorp © 2022Сайт управляется системой uCoz