Финансы и учет

Пятница, 27.01.2023, 07:43
Приветствую Вас Гость | RSS | 
Меню сайта

Поиск

Главная » Статьи » Прочие

Регламентное управление как результат внедрения системы менеджмента качества

ИГОНИНА А.Е.

 

РЕГЛАМЕНТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВНЕДРЕНИЯ СМК


Опубликовано: Актуальные вопросы экономики и управления: Сборник материалов международной научно-практической конференции. (20-25 декабря 2008 года). -Димитровград: ДИТУД, 2008. - 178 с.


Современные тенденции управления позволяют выделить два основных направления его развития, которые с одной стороны дополняют друг друга, а с другой полностью являются противоположностью.


Первое направление связано с ускорением изменений во внешней среде, ее усложнением и, как следствие, усложнением проблем, с которыми сталкивается система управления. В связи с этим к управлению предъявляются новые требования: максимальная гибкость, креативность, адаптивность. Все это приводит к внедрению в практику таких типов управления как креативное, стратегическое, целевое и т.п. Эти типы управления характеризуются большой самостоятельностью звеньев и, следовательно, требует децентрализации управления, которая должно сопровождаться повышенной значимостью профессионализма и тщательным отбором персонала по признакам способностей к творческой деятельности.


Но способности индивида должны согласовываться с творческой атмосферой деятельности всей группы, поэтому большое значение приобретает формирование группы, всего коллектива. При распределении функций возможно «мягкое» закрепление их за отдельными звеньями. Допустимо переплетение функций, которое дает больший простор для интеллектуальной фантазии и раскрепощенности. В системе данных типов менеджмента повышается роль горизонтальных связей и общей целевой установки. Менеджер занимает позицию и роль консультанта, инициатора и уделяет главное внимание мотивации творчества. При этом его полномочия не имеют решающего значения в принятии управленческих решений. Власть мысли и аргументов определяет решения.


Второе направление также обусловлено изменениями проходящими во внешней среде организации и связано в первую очередь со все возрастающим уровнем конкуренции и повышением требований потребителей к качеству продукции. Для обеспечения данных требований в практике управления и было введено понятие «управление качеством». В настоящее время данный тип управления является одним из самых перспективных и динамично развивающихся. Но в тоже время это направление развития управления во многом противоречит указанному выше направлению. Что разобраться в причинах этого противоречия, рассмотрим сущность управления качеством и стандартов ИСО 9001 и других семейств, которые регулируют деятельность организаций в области управления качеством.


Управление качеством, как тип управления предполагает в механизме, системе и процессах управления приоритет качества, как категории, затрагивающей все сферы деятельности организации. В настоящее время всю или почти всю деятельность в области качества в организациях, успешно конкурирующих на рынках, регулируют международных стандарты серии ИСО 9000 и других семейств. Они являются основополагающими документами Системы Качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими три различные формы функциональных или организационных взаимоотношений в контрактной ситуации.


После внимательного их изучения видно, что стандарты ИСО семейства 9000 весьма консервативны. Использование указанных стандартов для целей обеспечения качества опирается на принцип: «Документируй то, что делаешь, делай то, что задокументировано». Если нарушить данный принцип, то система качества теряет свою приспособленность к аудиту (проверкам), обо аудиторы могут фактически проверять лишь документы и соответствие реальных процедур документированным.


Если же документировать существующую систему, то документированная и реальная системы совпадут, но мало кого может устраивать их уровень эффективности. Более того, документирование системы качества в том виде, в котором последняя существует, ведет к стагнации уровней качества продукции и процессов на низких уровнях.


Таким образом, организационно-стабилизирующие механизмы в управлении, при внедрении указанных стандартов в практику предприятия приводят к созданию множества жестких организационных положений. Однозначное формулирование всех процессов управления и необходимость их жесткой фиксации в документах приводит к тому, что документированные процедуры, разработанные для внедрения и функционирования системы качества, становятся регламентами. Регламент – это организационное положение, предельно жестко предписывающее виды действий, условия и ограничения их осуществления, которое ограничивает свободу действий, творчество, оригинальные решения и пр.


Исходя из этого, при внедрении Системы менеджмента качества в организации начинает развиваться регламентное управление - это управление, в организации которого лежит идея обеспечить согласованность при помощи тщательно выверенных и хорошо разработанных регламентов. Это, как правило, управление неповоротливое, негибкое, не поспевающее за потребностями жизни, но управление, позволяющее лучшим образом построить систему контроля, ответственности и дисциплины.


Регламентное управление полностью противоречит гибкому, креативному управлению. Данное противоречие и является основой проблематики современного менеджмента: необходимостью лавировать между четкой системой контроля и ответственности и творческим подходом к принимаемым управленческим решениям.

Категория: Прочие | Добавил: kav (11.01.2009)
Просмотров: 1154
Форма входа

Категории раздела
Анализ [11]
Налогообложение [2]
Учет [7]
Финансы [12]
Прочие [16]

Наши партнеры

Книжный интернет-магазин Sprinter.ru

OZON.ru

ИД

Научные конференции


Счетчик
Яндекс.Метрика



Copyright MyCorp © 2023Сайт управляется системой uCoz