Особенности функционирования рынка коммунальных услуг
Абдулганиев Ф.С.
Особенности функционирования рынка
коммунальных услуг
Опубликовано:
Актуальные вопросы экономики и управления: Сборник материалов
международной научно-практической конференции. (20-25 декабря 2008
года). -Димитровград: ДИТУД, 2008. - 178 с.
Существенные
особенности функционирования присущи рынку коммунальных услуг как одному из
специфических сегментов рынка жилищно-коммунальных услуг. В соответствии и
Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального
комплекса» [1] под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо независимо от его
организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем)
коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства
товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения,
водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию
объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Под
системой коммунальной инфраструктуры в законодательстве понимается совокупность
производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий
электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-,
водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью
или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных
для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Важнейшими признаками услуг данной группы
являются: -
индивидуальный характер потребления; -
неограниченность доступа к ним со стороны потребителей, что является одним из
показателей уровня качества жизни населения; - всеобщности и обязательности их потребления, а, соответственно, и предоставления
со стороны поставщиков; - неотложный характер услуг
инженерно-коммунального обеспечения, так как процессы предоставления и
потребления этих услуг должны абсолютно совпадать между собой как по времени,
так и по объему; - индивидуальная форма потребления,
проявляющаяся в регулярности, периодичности и неравномерности их востребования
со стороны потребителей.
Все эти отличительные признаки услуг
инженерно-коммунального обеспечения создают объективные условия для
формирования такого специфического признака рынка этих услуг каковым является
централизация систем инженерно-коммунального обслуживания. В качестве
вытекающих из этих предпосылок объективных признаков тенденций централизации на
рынке услуг инженерно-коммунального обеспечения можно выделить: - необходимость обеспечения
бесперебойного и непрерывного характера производства и предоставления этих
услуг потребителям; - необходимость обеспечения
полноценного удовлетворения потребностей в этих услугах в любой момент их
возникновения, что требует адекватных производственных мощностей системы
инженерно-коммунального обслуживания с целью гарантирования удовлетворения
максимального уровня потребностей в соответствующей услуге.
Эти два признака вступают в
противоречие с требованиями принципов эффективности, заключающихся в получении
максимального полезного эффекта при минимизации затрат на его получение.
Содержание данного противоречия заключается в необходимости поддержания системы
инженерно-коммунального обслуживания, располагающей мощностью «пиковых»
характеристик, необходимость в которых возникает на непродолжительные периоды,
остальное же время эти мощности практически не используются. Иначе говоря,
причиной возникновения данного противоречия является неравномерность характера
потребления услуг инженерно-коммунального обеспечения.
Однако минимизировать отрицательные
последствия данного противоречия можно за счет использования «эффекта
масштаба», достигаемого именно за счет централизации системы
инженерно-коммунального обслуживания. Иначе говоря, чем большее количество
потребителей объединяются системой инженерно-коммунального обслуживания, тем
меньше их совмещенный максимум потребления.
Таким
образом, «эффект масштаба», проявляющийся при объединении потребителей в единую
для всех систему обслуживания, является основополагающим фактором, определяющим
направление развития рынка услуг инженерно-коммунального обеспечения в форме
централизованных систем. Наибольшие преимущества централизованных систем
инженерно-коммунального обслуживания наиболее ярко проявляются, как правило,
при формировании концепции крупных градостроительных комплексов. Они
способствуют рациональному использованию территориальных и географических
особенностей при планировке, застройке, реконструкции и освоении новых
пригородных территорий. Так, уровень централизации снабжения жилищного фонда в
г. Казани водой составляет 80,1%, отоплением – 91,5%, горячей водой – 66,3%,
газом – 98,5%, канализацией – 73,2% [2].
Однако
по данным Министерства регионального развития РФ в общем числе отопительных
котельных страны преобладают мелкие, малоэффективные, оснащенные котельным
оборудованием устаревших моделей, коэффициент полезного действия которых
составляет не более 50%. В среднем же по России физический износ котельных
достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых
сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%,
канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и
канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ инженерно -
коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год.
Сегодня около 30% основных фондов системы инженерно-коммунального обслуживания
уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает
расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих
миллионам людей и сотням предприятий [3].
При
этом необходимо отметить, что обеспеченность населения России услугами
инженерно-коммунального обслуживания оставляет желать лучшего. Так, в одном из
самых благополучных и развитых регионах страны, каковым является Республика
Татарстан, жилищный фонд оборудован водоснабжением на 48,3%, канализацией – на
28,7%, центральным отоплением – на 77,7%, а горячим водоснабжением – всего на
14,1% [2]
На
выбор формы централизации тепловых источников и тепловых сетей определяющее
влияние оказывает характер и плотность городской и поселковой застройки,
величина «эффекта масштаба» тепловых нагрузок жилых районов. Именно по этой
причине в небольших городах и поселках городского типа тепловыми источниками
преимущественно являются децентрализованные установки, домовые котельные,
местные тепловые приборы для отопления и горячего водоснабжения.
Именно
эта тенденция децентрализации тепловых источников и тепловых сетей в системе
инженерно-коммунального комплекса, а также в малой энергетике сформировала
необходимые объективные условия возникновения частных структур на данном
сегменте рынка услуг инженерно-коммунального обеспечения. Так, например, в
области тепло-электро-водоснабжения уже появились первые частные предприятия. В
теплоснабжении, по данным статистики, их насчитывается почти 30%, предприятий
совместной формы собственности с участием иностранного капитала почти 1%, 13%
тепловых сетей и тепло источников принадлежит частным компаниям. Более четверти
отпускаемого тепла приходится на частные предприятия различных форм собственности.
В городском электро- и водоснабжении эти показатели составляют соответственно
37% и 17%. Сегодня достаточно успешно развиваются на рынке производства и
предоставления услуг жилищно-коммунального обеспечения ОАО «Российские
коммунальные системы», «Межрегионгаз», компании финансово-промышленной группы
«Ренова, «Интеррос», ОАО «Региональные коммунальные инвестиции», ЗАО
«Комплексные энергосистемы», ООО «Межрегионтеплоэнерго», ООО «Альфа-Эко» и
другие.
Развитие
централизованных систем инженерно-коммунального обслуживания городов
способствует формированию территориальных комплексов инженерных систем, таких
как региональные системы снабжения
газом, электроэнергией, систем водоотвода и водоочистки, которые делают
доступными для городов крупные природные источники топлива, воды и энергии. Все
это в значительной степени способствует повышению надежности и бесперебойного
функционирования городских систем инженерно-коммунального обслуживания.
Все
это придает предприятиям системы инженерно-коммунального обслуживания характер
естественных монополий, с ярко выраженными властными полномочиями и сильной
зависимостью от внешних обстоятельств [4].
Раскрытые
особенности функционирования рынка инженерно-коммунальных услуг лежат в основе
внутренних противоречий этого рынка и накладывают существенный отпечаток на сами процессы приватизации в сфере
жилищно-коммунальных услуг. В экономической литературе сегодня приватизацию
трактуют как процесс, включающий в себя приватизацию функций, приватизацию процесса исполнения
функций без приватизации собственности, а также создание хозяйствующих
субъектов смешанной (частной и муниципальной) формы собственности.
Данная
позиция нам представляется вполне оправданной, так как обоснованный и
взвешенный процесс приватизации может стать необходимым условием
совершенствования коммунальной сферы. В результате в сфере коммунального
обеспечения населения предполагается использование всех трех видов приватизации
(рисунок 1): -
приватизации функций органов местного самоуправления в сфере предоставления
коммунальных услуг; -
приватизации самого процесса исполнения функций органов местного самоуправления
в сфере предоставления коммунальных услуг -
приватизации непосредственной приватизации имущества муниципальных предприятий
и учреждений.
Рисунок 1. Виды
приватизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Приватизация
имущества предприятий жилищно-коммунальной сферы только тогда эффективна, когда
достигаемые в результате передачи объектов в частные руки преимущества
преобладают над недостатками, связанными с их нахождением в муниципальной
собственности. Так, частичная приватизация может иметь место, как правило, в
отношении хозяйствующих субъектов муниципальной формы собственности,
предоставляющих муниципальные услуги в секторах с неразвитой конкуренцией или в
связи с объективной невозможностью ее развития, требующих сохранения участия
муниципалитета в непосредственном управлении и контроле.
Рассмотрение
проблем процедуры приватизации и ее форм и видов в жилищно-коммунальном
хозяйстве связано с проблемой привлечения инвестиций в систему
инженерно-коммунального обеспечения. Как мы уже отмечали, степень износа
основных фондов в сетях инженерно-коммунального обслуживания достигла в
подавляющем большинстве муниципальных образований критического уровня, за
порогом которого в геометрической прогрессии возрастает опасность аварий и
техногенных катастроф.
Подобная
модернизация и замена устаревшего оборудования в инженерно-коммунальной сфере
возможна при условии привлечения значительных частных инвестиций на
рассмотренных выше условиях. При этом текущая модернизация должна и может
осуществляться за счет средств самого собственника, каковым является, как
правило, муниципалитет и предприятий, непосредственных производителей услуг.
Таким образом, можно
сделать вывод, что основные особенности функционирования рынка
жилищно-коммунальных услуг связаны с процессами централизации и
децентрализации. Эти процессы, происходящие одновременно в системе
инженерно-коммунального обслуживания, порождают множество противоречий,
связанных с приданием предприятиям системы инженерно-коммунального обслуживания
характера естественных монополий с ярко выраженными властными полномочиями и
сильной зависимостью от внешних обстоятельств, что существенно тормозит
внедрение рыночных механизмов хозяйствования в этой сфере и привлечение
частного капитала как главного источника инвестиционных ресурсов отрасли.
1.Федеральный
закон РФ от 30.12.04. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса» (в ред. ФЗ от 26.12.2005 № 184-ФЗ). – Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, №1 (ч.1), ст. 36; №52 (ч.1), ст.
5597.
2.Республиканская
целевая программа «Развитие жилищного строительства и обеспечение микрорайонов
жилых застроек объектами социальной и коммунальной инфраструктуры в Республике
Татарстан на 2007-2010 гг.» www.zakoninform.ru.
3.Башмаков И.А., Папушкин В.Н.
Комплексные программы развития и модернизации коммунального хозяйства города. ЖКХ
// Журнал для руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2006. - № 11. – С. 31 –
34.