Финансы и учет

Пятница, 29.03.2024, 16:07
Приветствую Вас Гость | RSS | 
Меню сайта

Поиск

Главная » Статьи » Прочие

Особенности функционирования рынка коммунальных услуг

Абдулганиев Ф.С.

 

Особенности функционирования рынка коммунальных услуг

Опубликовано: Актуальные вопросы экономики и управления: Сборник материалов международной научно-практической конференции. (20-25 декабря 2008 года). -Димитровград: ДИТУД, 2008. - 178 с.

Существенные особенности функционирования присущи рынку коммунальных услуг как одному из специфических сегментов рынка жилищно-коммунальных услуг. В соответствии и Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» [1] под организацией коммунального комплекса понимается  юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Под системой коммунальной инфраструктуры в законодательстве понимается совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Важнейшими признаками услуг данной группы являются:
- индивидуальный характер потребления;
- неограниченность доступа к ним со стороны потребителей, что является одним из показателей уровня качества жизни населения;
- всеобщности и обязательности их  потребления, а, соответственно, и предоставления со стороны поставщиков;
- неотложный характер услуг инженерно-коммунального обеспечения, так как процессы предоставления и потребления этих услуг должны абсолютно совпадать между собой как по времени, так и по объему;
- индивидуальная форма потребления, проявляющаяся в регулярности, периодичности и неравномерности их востребования со стороны потребителей.

Все эти отличительные признаки услуг инженерно-коммунального обеспечения создают объективные условия для формирования такого специфического признака рынка этих услуг каковым является централизация систем инженерно-коммунального обслуживания. В качестве вытекающих из этих предпосылок объективных признаков тенденций централизации на рынке услуг инженерно-коммунального обеспечения можно выделить:
- необходимость обеспечения бесперебойного и непрерывного характера производства и предоставления этих услуг потребителям;
- необходимость обеспечения полноценного удовлетворения потребностей в этих услугах в любой момент их возникновения, что требует адекватных производственных мощностей системы инженерно-коммунального обслуживания с целью гарантирования удовлетворения максимального уровня потребностей в соответствующей услуге.

Эти два признака вступают в противоречие с требованиями принципов эффективности, заключающихся в получении максимального полезного эффекта при минимизации затрат на его получение. Содержание данного противоречия заключается в необходимости поддержания системы инженерно-коммунального обслуживания, располагающей мощностью «пиковых» характеристик, необходимость в которых возникает на непродолжительные периоды, остальное же время эти мощности практически не используются. Иначе говоря, причиной возникновения данного противоречия является неравномерность характера потребления услуг инженерно-коммунального обеспечения.

Однако минимизировать отрицательные последствия данного противоречия можно за счет использования «эффекта масштаба», достигаемого именно за счет централизации системы инженерно-коммунального обслуживания. Иначе говоря, чем большее количество потребителей объединяются системой инженерно-коммунального обслуживания, тем меньше их совмещенный максимум потребления.

Таким образом, «эффект масштаба», проявляющийся при объединении потребителей в единую для всех систему обслуживания, является основополагающим фактором, определяющим направление развития рынка услуг инженерно-коммунального обеспечения в форме централизованных систем. Наибольшие преимущества централизованных систем инженерно-коммунального обслуживания наиболее ярко проявляются, как правило, при формировании концепции крупных градостроительных комплексов. Они способствуют рациональному использованию территориальных и географических особенностей при планировке, застройке, реконструкции и освоении новых пригородных территорий. Так, уровень централизации снабжения жилищного фонда в г. Казани водой составляет 80,1%, отоплением – 91,5%, горячей водой – 66,3%, газом – 98,5%, канализацией – 73,2% [2].

Однако по данным Министерства регионального развития РФ в общем числе отопительных котельных страны преобладают мелкие, малоэффективные, оснащенные котельным оборудованием устаревших моделей, коэффициент полезного действия которых составляет не более 50%. В среднем же по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ инженерно - коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Сегодня около 30% основных фондов системы инженерно-коммунального обслуживания уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий [3].

При этом необходимо отметить, что обеспеченность населения России услугами инженерно-коммунального обслуживания оставляет желать лучшего. Так, в одном из самых благополучных и развитых регионах страны, каковым является Республика Татарстан, жилищный фонд оборудован водоснабжением на 48,3%, канализацией – на 28,7%, центральным отоплением – на 77,7%, а горячим водоснабжением – всего на 14,1% [2]

На выбор формы централизации тепловых источников и тепловых сетей определяющее влияние оказывает характер и плотность городской и поселковой застройки, величина «эффекта масштаба» тепловых нагрузок жилых районов. Именно по этой причине в небольших городах и поселках городского типа тепловыми источниками преимущественно являются децентрализованные установки, домовые котельные, местные тепловые приборы для отопления и горячего водоснабжения.

Именно эта тенденция децентрализации тепловых источников и тепловых сетей в системе инженерно-коммунального комплекса, а также в малой энергетике сформировала необходимые объективные условия возникновения частных структур на данном сегменте рынка услуг инженерно-коммунального обеспечения. Так, например, в области тепло-электро-водоснабжения уже появились первые частные предприятия. В теплоснабжении, по данным статистики, их насчитывается почти 30%, предприятий совместной формы собственности с участием иностранного капитала почти 1%, 13% тепловых сетей и тепло источников принадлежит частным компаниям. Более четверти отпускаемого тепла приходится на частные предприятия различных форм собственности. В городском электро- и водоснабжении эти показатели составляют соответственно 37% и 17%. Сегодня достаточно успешно развиваются на рынке производства и предоставления услуг жилищно-коммунального обеспечения ОАО «Российские коммунальные системы», «Межрегионгаз», компании финансово-промышленной группы «Ренова, «Интеррос», ОАО «Региональные коммунальные инвестиции», ЗАО «Комплексные энергосистемы», ООО «Межрегионтеплоэнерго», ООО «Альфа-Эко» и другие.

Развитие централизованных систем инженерно-коммунального обслуживания городов способствует формированию территориальных комплексов инженерных систем, таких как региональные системы  снабжения газом, электроэнергией, систем водоотвода и водоочистки, которые делают доступными для городов крупные природные источники топлива, воды и энергии. Все это в значительной степени способствует повышению надежности и бесперебойного функционирования городских систем инженерно-коммунального обслуживания.

Все это придает предприятиям системы инженерно-коммунального обслуживания характер естественных монополий, с ярко выраженными властными полномочиями и сильной зависимостью от внешних обстоятельств [4].

Раскрытые особенности функционирования рынка инженерно-коммунальных услуг лежат в основе внутренних противоречий этого рынка и накладывают существенный отпечаток  на сами процессы приватизации в сфере жилищно-коммунальных услуг. В экономической литературе сегодня приватизацию трактуют как процесс, включающий в себя приватизацию  функций, приватизацию процесса исполнения функций без приватизации собственности, а также создание хозяйствующих субъектов смешанной (частной и муниципальной) формы собственности.

Данная позиция нам представляется вполне оправданной, так как обоснованный и взвешенный процесс приватизации может стать необходимым условием совершенствования коммунальной сферы. В результате в сфере коммунального обеспечения населения предполагается использование всех трех видов приватизации (рисунок 1):
- приватизации функций органов местного самоуправления в сфере предоставления коммунальных услуг;
- приватизации самого процесса исполнения функций органов местного самоуправления в сфере предоставления коммунальных услуг
- приватизации непосредственной приватизации имущества муниципальных предприятий и учреждений.



Рисунок 1. Виды приватизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства 

 

Приватизация имущества предприятий жилищно-коммунальной сферы только тогда эффективна, когда достигаемые в результате передачи объектов в частные руки преимущества преобладают над недостатками, связанными с их нахождением в муниципальной собственности. Так, частичная приватизация может иметь место, как правило, в отношении хозяйствующих субъектов муниципальной формы собственности, предоставляющих муниципальные услуги в секторах с неразвитой конкуренцией или в связи с объективной невозможностью ее развития, требующих сохранения участия муниципалитета в непосредственном управлении и контроле.


Рассмотрение проблем процедуры приватизации и ее форм и видов в жилищно-коммунальном хозяйстве связано с проблемой привлечения инвестиций в систему инженерно-коммунального обеспечения. Как мы уже отмечали, степень износа основных фондов в сетях инженерно-коммунального обслуживания достигла в подавляющем большинстве муниципальных образований критического уровня, за порогом которого в геометрической прогрессии возрастает опасность аварий и техногенных катастроф.


Подобная модернизация и замена устаревшего оборудования в инженерно-коммунальной сфере возможна при условии привлечения значительных частных инвестиций на рассмотренных выше условиях. При этом текущая модернизация должна и может осуществляться за счет средств самого собственника, каковым является, как правило, муниципалитет и предприятий, непосредственных производителей услуг.


Таким образом, можно сделать вывод, что основные особенности функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг связаны с процессами централизации и децентрализации. Эти процессы, происходящие одновременно в системе инженерно-коммунального обслуживания, порождают множество противоречий, связанных с приданием предприятиям системы инженерно-коммунального обслуживания характера естественных монополий с ярко выраженными властными полномочиями и сильной зависимостью от внешних обстоятельств, что существенно тормозит внедрение рыночных механизмов хозяйствования в этой сфере и привлечение частного капитала как главного источника инвестиционных ресурсов отрасли.



1.Федеральный закон РФ от 30.12.04. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. ФЗ от 26.12.2005 № 184-ФЗ). – Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №1 (ч.1), ст. 36; №52 (ч.1), ст. 5597.

2.Республиканская целевая программа «Развитие жилищного строительства и обеспечение микрорайонов жилых застроек объектами социальной и коммунальной инфраструктуры в Республике Татарстан на 2007-2010 гг.» www.zakoninform.ru.

3.Башмаков И.А., Папушкин В.Н. Комплексные программы развития и модернизации коммунального хозяйства города. ЖКХ // Журнал для руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2006. - № 11. – С. 31 – 34.

Категория: Прочие | Добавил: kav (10.01.2009)
Просмотров: 2526
Форма входа

Категории раздела
Анализ [11]
Налогообложение [2]
Учет [7]
Финансы [12]
Прочие [16]

Наши партнеры

Книжный интернет-магазин Sprinter.ru

OZON.ru

ИД

Научные конференции


Счетчик
Яндекс.Метрика



Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz