Финансы и учет

Пятница, 27.01.2023, 07:39
Приветствую Вас Гость | RSS | 
Меню сайта

Поиск

Главная » Статьи » Финансы

Зарубежный опыт финансирования инновационной деятельности

ФЕДОСЕНКО Л.В., МАРЧЕНКО Л.Н.

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Опубликовано: Актуальные вопросы экономики и управления: Сборник материалов международной научно-практической конференции. (20-25 декабря 2008 года). -Димитровград: ДИТУД, 2008. - 178 с.


Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется способами финансовой поддержки. В Беларуси в качестве источников инвестиций в инновационную деятельность выделяют: собственные средства субъектов хозяйствования, привлеченные средства, заемные средства, бюджетные средства, средства инновационных фондов, прочие источники финансирования.


Обратимся к статистике, характеризующей инвестиционную деятельность Беларуси. Структура источников инвестиций в Беларуси в  первой половине 2008 года выглядела следующим образом (в % к общему итогу): прибыль фирм – 46%, средства население – 10%, кредиты банков – 18%, иностранные источники составляли 1%,  бюджетные ассигнования – 23%, прочие источники - 2%.


Вывод однозначен  - половина национальных инвестиций осуществляется самим бизнесом, как государственным, так и частным. Средства населения  в инвестировании задействованы недостаточно. При том, что потенциал финансов домашних хозяйств, как  инвестиционного источника, достаточно велик. Этому есть подтверждение. В центральном банке республики  подчеркивают, что в 2008 году сохраняется тенденция увеличения общего объема вкладов населения. Объем рублевых депозитов физических лиц увеличился за 11 месяцев текущего года на 27%. С начала года прирост валютных депозитов физических лиц составил  23,1%. За этот же период привлеченные средства физических лиц-нерезидентов выросли на 46,2%. Банки постоянно создают более выгодные условия для привлечения денежных сбережений граждан во вклады. Внедряются новые виды депозитов, предусматривающие возможность досрочного снятия средств со счетов без потери процентов, пополнение вклада, ежемесячное снятие процентов, начисление дополнительного дохода по достижении оговоренного срока и  ряд других новшеств. По сравнению с другими странами в Беларуси созданы наиболее выгодные для вкладчиков условия хранения сбережений в банковской системе. Так, согласно действующему в республике законодательству доходы физических лиц от размещения денежных средств в банковских вкладах не облагаются налогами. Декретом Президента предусмотрена полная сохранность сбережений населения во всех банках.


Кроме этого, в соответствии со статьей 186 Банковского кодекса Беларуси вкладчики имеют право на досрочное расторжение договора банковского вклада (депозита) и снятие денежных средств, а банки по требованию вкладчиков в течение 5 дней обязаны возвратить вклад.


Таким образом, главное банковское учреждение страны проводит политику, направленную на повышение доверия населения к белорусской банковской системе.  Такая практика позволит более объемно задействовать в качестве инвестиционного ресурса средства граждан.


Кредиты банков имеют преимущества перед другими источниками инвестиций. В то же время массового кредитования банками рисковых инновационных проектов практически не проводится. Коммерческие банки  Беларуси неохотно предоставляют долгосрочные кредиты реальному сектору экономики под инновационные проекты. Основными причинами пассивной роли банков в долгосрочном кредитовании инновационных проектов являются:

в соответствии с правилами регулирования банковской деятельности  инвестиции в форме рискового капитала приводят к уменьшению собственного капитала коммерческих банков;

на рисковое инвестирование сроком на 5-6 лет банки могут направлять ограниченную величину собственного капитала;

важнейшей задачей деятельности коммерческих банков является надежное и безопасное обеспечение денежных операций. Что входит в противоречие с вложением средств в рисковые инновационные проекты.


Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, в свою очередь, невыгодны банковские кредиты из-за высоких процентов по ним (от 20% годовых).


 Учитывая то обстоятельство, что «жизнь в кредит» на ближайшие годы закончилась во всем мире, Беларуси нужно будет искать альтернативные источники финансирования инновационной деятельности.


Иностранные инвестиции в инновационную деятельность «не делают погоды» на инвестиционной площадке Беларуси. Доля иностранных инвестиций ничтожно мала (1%). Учитывая то обстоятельство, что в 2009 году внешняя среда для экономики Беларуси станет значительно менее благоприятной, как впрочем, и для большинства стран мира, следует опять же задуматься в многовекторности инвестиционной помощи.


Бюджетные средства являются одним их основных источников финансирования инновационной деятельности (23%), однако их размер ограничен доходами бюджетной системы. Учитывая состояние  белорусской экономики  в условиях финансового кризиса – не приходится излишне  надеяться на расширенное использование бюджетных инвестиционных ресурсов. В условиях финансового кризиса правительства направляют  бюджетные средства, в первую очередь, на решение неотложных социально-значимых задач, решение которых имеет статус национально значимых и обеспечивающих экономическую безопасность.

 

Прочие источники финансирования инновационной деятельности составляют 2%. К ним можно отнести, в частности, и средства Белорусского инновационного фонда. Деньги фонда выделяются заявителю инновационного проекта на принципах долевого (до 50% общей стоимости проекта) финансирования и могут быть направлены на цели, связанные с организацией и проведением научных исследований и разработок. Другими направлениями деятельности фонда являются промышленное освоение результатов НИОКР, изобретений, создание или содействие созданию новых и высокотехнологичных производств, выставочное, информационное и маркетинговое обеспечение инновационной деятельности.

   

Таким образом, видится объективная необходимость в поиске дополнительных институтов поддержки инноваций. Для этого обратимся к зарубежному опыту инновационного финансирования  с целью адаптации  его к  отечественной практике.


Мировая практика выделяет следующие источники финансирования инноваций: государственные ассигнования; собственные средства промышленных организаций; высших учебных заведений; средства некоммерческих организаций; кредитные ресурсы; частные сбережения населения и иностранный капитал.


Государственная статистика в России  ведет учет источников финансирования по следующим направлениям: средства республиканского (местного) бюджета; собственные средства; средства внебюджетных фондов; средства организаций предпринимательского сектора; средства частных неприбыльных организаций; средства иностранных источников.


По видам собственности  эти источники финансирования можно подразделить на: государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности) и инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы  хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и  т.д.  Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.


Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты.  Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и др. Объектами  бюджетного финансирования являются также такие целевые бюджетные фонды, как: Российский гуманитарный научный фонд и Фонд  содействия  развитию малых предприятий в научно-технической сфере.


Соинвестирование инновационных предприятий через региональные венчурные фонды стало одной из наиболее значимых форм поддержки малого инновационного бизнеса в России. Региональные венчурные фонды строятся по следующей схеме: 25% средств вкладывает федеральный бюджет, 25% - региональный бюджет и 50% - частные инвесторы.


Формами поддержки научной и инновационной деятельности в Украине являются: прямое бюджетное финансирование, льготы налогообложения прибыли, получаемой от реализации научных разработок, освобождение от уплаты налога на собственность и землю, относящихся к научным организациям, освобождение от импортных таможенных пошлин на ввозимое имущество научных организаций, необходимое для проведения научных разработок, предоставление изобретателям и внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд,  создание венчурных инновационных фондов, пользующихся налоговыми льготами, снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей, право на ускоренную амортизацию оборудования; создание сети технополисов, технопарков.


Инновационную составляющую программы по индустриально-инновационному развитию Казахстана возложили на Национальный инновационный фонд (НИФ). Миссия фонда: инвестировать инновационные проекты, создавать венчурные фонды с неконтрольной долей участия – до 49%, инвестировать в передовые зарубежные венчурные фонды, формировать элементы инновационной инфраструктуры.  В Казахстане построена венчурная инфраструктура, которая является продуктом госпрограммы по формированию национальной инновационной  системы. Венчурная инфраструктура Казахстана  была построена при прямой поддержке государства.

 

В Японии основными участниками инновационного инвестирования в стране выступают финансово-промышленные группы, корпоративный сектор, который осуществляет финансирование около 2/3 инноваций.  Государство играет исключительно активную роль в общей координации научно-исследовательских работ в стране, в реализации широкомасштабных программ развития НИОКР и поощрении частных компаний.  На протяжении ряда лет Япония является мировым лидером по доле расходов на НИОКР. Государственное финансирование распространяется на  малые и средние фирмы.  Финансово-промышленные группы инвестируют средства преимущественно в прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, растет значение НИИ при частных корпорациях и расходов корпораций на НИОКР.


Американские разработчики инновационных продуктов и технологий  также изыскивают различные  пути для финансирования инновационного процесса. Это может быть личный капитал (привлеченный непосредственно физическим лицом на свое имя и на свой риск), капитал семьи, отдельных крупных инвесторов, привлеченных напрямую в проекту (business angels), спонсорская поддержка в рамках федеральных программ инновационного развития экономики и аналогичных программ отдельных штатов.


Мировая практика показывает, что наиболее эффективно, как правило, задачу финансирования инновационной деятельности решают венчурные  организации. Так, основной поток венчурного капитала в США проистекает из специализированных венчурных фондов. Такие фонды финансируются за счет неформальных объединений инвесторов, включая пенсионные фонды,  благотворительные фонды, страховые компании, банковские холдинговые  компании, крупные корпорации, индивидуальных инвесторов, иностранных инвесторов, а также так называемых венчурных профессионалов  (venture capital professionals), представляющих собой посредников между источником инвестиций и компаниями, осуществляющими реализацию инновационных проектов, и не котирующимися на фондовой бирже. Среди форм венчурного финансирования выделяют инвестиции в акционерный капитал (equity financing) и инвестиционные займы, как правило, среднесрочные (для США и Западной Европы) – на срок от трех до семи лет.


В отличие от США, где индустрия венчурного финансирования ориентирована на высокотехнологичные отрасли, венчурный капитал в странах Западной Европы  направляется в основные отрасли и сектора экономики. Среди источников происхождения данного вида капитала здесь доминируют банковские структуры.


Мировая практика выделяет несколько  основных типов венчурных организаций, осуществляющих финансовую поддержку прикладных инноваций.  К ним относятся: сеть «центров превосходства» (программы Centers of  Excellence в Финляндии, программа SBIR в США и центры трансферта технологий, фонды «посевного финансирования (TEKES в Финляндии), бизнес-инкубаторы и др. В ряде стран существуют государственные венчурные фонды, а также фонды фондов. В частности: SITRA в Финляндии, YOZMA  в Израиле,  фонды  SBIC в США и др. Деятельность универсальных институтов поддержки инноваций (Фонд Чили, программа Аванчи в Мексике) охватывает практически все этапы развития и внедрения инноваций.

   

Как свидетельствует опыт США и европейских стран, обязательной предпосылкой становления национальной системы венчурного финансирования малого, в первую  очередь технологического бизнеса является наличие действующей модели государственной финансовой поддержки.


В Беларуси  слабо работающая финансово-кредитная система и отсутствие рынка капитала не позволяют увеличить объемы негосударственных  капиталовложений в развитие инноваций, а также и объемы государственных средств, обеспечиваемых бюджетом. Республике Беларусь, для развития инновационной деятельности требуется развитой финансовый рынок, в том числе фондовый. Он предполагает появление собственных институтов поддержки инноваций. К ним можно отнести венчурные фонды, инвестиционные банки,  лизинговое финансирование, частные пенсионные фонды, страховые компании, гранты  и др.  Однако задача переноса на белорусскую почву опыта зарубежных институтов поддержки  инноваций весьма непроста. Необходимо учесть, что опыт США и других стран не всегда может быть адаптирован к отечественным условиям. Беларусь имеет уникальную возможность, находясь на начальном этапе развития системы венчурного финансирования извлечь из мирового опыта все самое  целесообразное, учесть ошибки  неадаптированного использования мировых моделей и выбрать для себя все самые эффективные методы и приемы, который позволят ей интенсифицировать процесс становления венчурного капитала.

Категория: Финансы | Добавил: kav (09.01.2009)
Просмотров: 6495
Форма входа

Категории раздела
Анализ [11]
Налогообложение [2]
Учет [7]
Финансы [12]
Прочие [16]

Наши партнеры

Книжный интернет-магазин Sprinter.ru

OZON.ru

ИД

Научные конференции


Счетчик
Яндекс.Метрика



Copyright MyCorp © 2023Сайт управляется системой uCoz