Финансы и учет

Пятница, 27.01.2023, 08:43
Приветствую Вас Гость | RSS | 
Меню сайта

Поиск

Главная » Статьи » Финансы

О некоторых особенностях антикризисного управления на предприятиях Ульяновской области

ГАТАУЛЛИН А.Н.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики новых формирований и понятий. При это необходимо иметь ввиду, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью и, прежде всего в экономике, где появляется неустойчивость становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации, и, как противодействие этому появляется антикризисное управление предприятием.

Понятие антикризисного управления в нашей стране довольно новое и существует множество его интерпретаций, однако, по нашему мнению, наиболее верным определением является определение, данное профессором Грязновой А.Г., которая утверждает, что антикризисное управление – это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

Таким образом, антикризисное управление – это комплекс следующих мер:

• анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии и целей деятельности предприятия;

• определение механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы мониторинга внешней и внутренней среды предприятия с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;

• контроллинг деятельности предприятия и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

• оперативная оценка и анализ финансового состояния предприятия и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

• разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него предприятия;

• постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

На основании этого, можно сделать вывод о том, что антикризисное управление это, во-первых, управление предприятием с целью избегания или оптимизации неблагоприятных воздействий со стороны рынка, и, во-вторых, управление несостоятельными предприятием с целью выхода из кризисной ситуации.

Последнее утверждение соответствует понятию арбитражного управления предприятием, которое осуществляется в условиях реализации процедур банкротства, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Необходимо отметить, что целями банкротства предприятия могут быть следующие:

1. Смена собственника имущества предприятия, через реализацию процедуры конкурсного производства, и, результате этого, ликвидацию субъекта хозяйствования;

2. Смена собственника имущественного комплекса предприятия, через реализацию процедуры конкурсного производства, либо внешнего управления;

3. Восстановление платежеспособности предприятия, в результате реализации антикризисных мер в рамках процедур внешнего, административного управления, либо подписания с кредиторами предприятия мирового соглашения.

Таким образом, при реализации процедур несостоятельности возможно два основных направления – во-первых, предприятие, как субъект рынка, ликвидируется, и, во-вторых – предприятие продолжает свою деятельность, но эта деятельность либо контролируется иными собственниками, либо, существенно меняется сфера и масштаб деятельности предприятия, при этом субъект хозяйствования остается на рынке.

Институт несостоятельности предприятий для нашей страны и является совершенно новым социально-экономическим явлением, но для российской экономики имеет особо важное значение. От финансового оздоровления реального сектора экономики зависит возможность обеспечения роста промышленного производства, повышения занятости населения и улучшения качества жизни людей. Однако до сих пор остаются нерешенными множество вопросов в сфере несостоятельности, реструктуризации и санации предприятий (как промышленных, так и сельскохозяйственных), требующих скорейшего разрешения.

Институт банкротства был введен с 1 марта 1993 года Законом РФ от 19 но­ября 1992 года «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». За семь лет дей­ствия института банкротства накоплен значительный правовой опыт, появились примеры успешного оздоровления несостоятельных предприятий.

Ситуация кардинально изменилась после принятия нового Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в силу с 1 марта 1998 года. Несоответствие общей идеологии законодательства о несостоятельности особенностям российской экономики привело к появлению большо­го количества проблем. Если основу определения несостоятельности по предыдущему Закону составлял принцип неоплатности, то Закон 1998 года в качестве критерия несостоятельности предусматривает принцип неплатежеспособности.

В настоящее время действует Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года, который вобрал в себя наилучшие положения вышерассмотренных правовых документов и результаты их применения на практике. Все имеющиеся в мировой практике возможные варианты определения несостоятельности хозяйствующих субъектов можно свести к двум разновидностям: в основе признания должника банкротом лежит либо принцип неоплатности, либо принцип неплатежеспособности. Для признания должника несостоятельным на основе принципа неплатежеспособности необходимым и достаточным условием является наличие долга. Если критерием признания хозяйствующего субъекта несостоятельным является принцип неоплатности, то банкротом может быть признан только тот, кто вообще не может заплатить, что означает, что кроме наличия долга еще необходимо, чтобы размер кредиторской задолженности должника превышал его имущество. При этом факт несостоятельности должен быть подтвержден не только приостановлением платежей, но и некачественным состоянием активов и пассивов должника. Истории становления и развития института несостоятельности в России на разных этапах известно применение как принципа неплатежеспособности, так и принципа неоплатности.

Оценивая реализацию требований Закона можно выделить следующие основные особенности банкротства предприятий Ульяновской области:

1. В соответствии с Законом правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные государством органы. В Ульяновской области в большей мере используют своё право именно уполномоченные органы. В частности, в период с 1998 по 2004 года инициатором банкротства более чем в 70% случаев являлось государство. В результате этого в отношении значительной части предприятий было открыто конкурсное производство и ликвидировано.

2. Особенность экономической ситуации Ульяновской области в том, что исторически сложилось так, что большинство предприятий области занято в сельском хозяйстве и сопутствующих сферах. В послевоенный период прилучило развитие машиностроение, легкая и пищевая промышленность. В период перехода на рыночные условия хозяйствования и развития института несостоятельности многие предприятия оказались в условиях нехватки финансовых ресурсов, необходимых для погашения задолженности и для продолжения своей деятельности. Эту кризисную ситуацию усугубил факт того, значительная часть партнеров таких предприятий, также находятся на территории области, и испытывают аналогичные финансовые проблемы. В результате возникла ситуация, когда кредиторская задолженность не покрывается реальной дебиторской задолженностью, возник, так называемый порочный круг неплатежей. Неплатежи хозяйствующих субъектов, как аномальное экономическое явление, присущи любой экономической системе. Но только в российской эко­номике они приобрели массовый характер и стали причиной несостоятельно­сти большинства предприятий

3. Некоторые собственники предприятий используют институт несостоятельности для избавления от долговых обязательств путем перерегистрации предприятий, увода активов от конкурсного производства и прочими способами. В результате этого около 30% принятых к производству дел о несостоятельности относятся к отсутствующим должникам. Доказать факт увода активов довольно сложно и это во многом определяется квалификацией арбитражного управляющего, наличием в его группе компетентных специалистов. На практике известны случаи, когда одним собственником последовательно регистрировались до пяти предприятий, при этом в отношении предыдущих предприятий открывались конкурсные производства.

Категория: Финансы | Добавил: alb (30.04.2008) | Автор: Альберт
Просмотров: 546
Форма входа

Категории раздела
Анализ [11]
Налогообложение [2]
Учет [7]
Финансы [12]
Прочие [16]

Наши партнеры

Книжный интернет-магазин Sprinter.ru

OZON.ru

ИД

Научные конференции


Счетчик
Яндекс.Метрика



Copyright MyCorp © 2023Сайт управляется системой uCoz