Финансы и учет

Пятница, 27.01.2023, 07:44
Приветствую Вас Гость | RSS | 
Меню сайта

Поиск

Главная » Статьи » Учет

Аутсорсинг как средство управления бухгалтерскими рисками

Толстова А.С.

 

Аутсорсинг как средство управления бухгалтерскими рисками


Опубликовано: Актуальные вопросы экономики и управления: Сборник материалов международной научно-практической конференции. (20-25 декабря 2008 года). -Димитровград: ДИТУД, 2008. - 178 с.


Как показали наши исследования, проблема анализа, оценки и управления бухгалтерскими рисками имеет самостоятельное теоретическое и прикладное значение. Однако решение этой проблемы применительно к российским реалиям осложняется отсутствием какой-либо теоретической базы в отношении бухгалтерских рисков как таковых.


По нашему мнению, эффективное управление бухгалтерскими рисками возможно только при использовании специальной системы регулирования этих рисков самими предприятиями и организациями.


Одним из наиболее эффективных способов снижения бухгалтерского риска является предлагаемая аудиторами услуга – аутсорсинг (синонимами являются также «бухгалтерское обслуживание», «бухгалтерское сопровождение»).


Понятие аутсорсинга в российском законодательстве отсутствует. Данный термин заимствован из английского языка (от англ. «outsourcing» - дословно -  «использование чужих ресурсов»). Соответственно, аутсорсинг – передача на договорной основе непрофильных функций хозяйствующего субъекта внешним исполнителям (аутсорсерам), специализирующимся в конкретной области и обладающим соответствующими знаниями, опытом и техническими ресурсами. Организация-заказчик аутсорсинговых услуг получает возможность сосредоточиться на основном бизнесе и зачастую сократить издержки на содержание собственного персонала.


Сущность бухгалтерского аутсорсинга состоит в том, что аудиторская фирма, заключив договор с предприятием, берет на себя ведение бухгалтерского учета на нем. Такую возможность предоставляет пп. «в» п. 2 статьи 6 ФЗ «О бухгалтерском учете», которая разрешает руководителю организации либо «передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации», либо «вести бухгалтерский учет лично».  При этом использование аутсорсинговых услуг должно быть отражено в учетной политике организации-заказчика.


Использование услуг аутсорсинга в области бухгалтерского учета позволяет обеспечить непрерывность текущей работы сотрудников, соблюсти сроки подготовки и сдачи отчетности, минимизировать возможные бухгалтерские и налоговые риски.

Как показали наши исследования, в настоящее время применяются следующие виды аутсорсинга.



Рисунок 1. Виды аутсорсинговых услуг, применяемых в целях снижения бухгалтерских рисков


Полный аутсорсинг. В случае, когда клиент поручает аутсорсинговой фирме полностью вести бухгалтерский учет - фирма берет на себя все обязанности по ведению бухгалтерского и учета налогообложения, а также по своевременному представлению бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в соответствующие органы. Все работы производятся на территории аудиторской фирмы и на ее оборудовании, что позволяет клиенту не иметь ни должностей бухгалтеров в штате предприятия, ни рабочих мест для них. Клиент должен лишь своевременно извещать фирму о произведенных хозяйственных операциях и передавать для обработки первичные документы.


При всем своем удобстве данная форма аутсорсинга не получала пока широкого распространения в силу причин юридического характера. Дело в том, что согласно п. 3 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» при такой форме обслуживания аудиторская фирма приобретает дополнительные функции, связанные возможностью осуществления контроля за движением имущества (в том числе и денежных средств) клиента. Открытие аутсорсеру финансовой информации может привести к нарушению конфиденциальности.


Частичный аутсорсинг предусматривает, что клиент берет контрольные функции на себя (руководитель фирмы возлагает на себя обязанности главного бухгалтера), а аутсорсинговая фирма ведет учет на отдельных участках и/или составляет отчетность. Все работы, как и при первом варианте, производятся на территории аудиторской фирмы и на ее оборудовании, что позволяет клиенту не иметь ни должностей бухгалтеров в штате предприятия, ни рабочих мест для них. Клиент составляет и передает фирме для обработки всю первичную документацию, фирма составляет соответствующие бухгалтерские регистры и отчетность и сдает ее в соответствующие адреса, либо передает клиенту. Наиболее трудоемким и, соответственно, наиболее востребованным является в настоящее время аутсорсинг заработной платы. Услуги аутсорсера по начислению заработной платы и соответствующих налогов могут включать расчет вознаграждения на основании данных, полученных от организации-клиента, начисление единого социального налога, обязательных и добровольных страховых взносов в фонды, НДФЛ, составление деклараций и отчетов в налоговые органы и органы статистики, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и т.д. Кроме того, в этом случае легче соблюсти принцип конфиденциальности информации о заработной плате сотрудников организации.


Основной особенностью разовых аутсорсинговых услуг является ограничение либо времени оказания услуги, либо объема работы. Необходимость привлечения специалистов из сторонней организации обычно вызвана тем, что на бухгалтерию организации возлагается дополнительная работа по отношению к тому объему работы, который обычно ею выполняется.


Могут неожиданно возникать ситуации, в которых необходима помощь специалистов со стороны. Но во многих случаях о периодах, когда нагрузка на бухгалтеров существенно увеличивается, известно заранее. Например, ежегодно до 1 апреля каждая организация обязана подготовить и предоставить в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, выплаченных ею за предыдущий налоговый период, и суммах исчисленного (удержанного) налога на доходы физических лиц по ф. 2-НДФЛ для каждого сотрудника. Для организации, численность персонала которой значительна, выполнение данной работы в положенный срок может означать значительное увеличение нагрузки на работников бухгалтерии. Вместе с тем очевидно, что нанимать нового сотрудника в бухгалтерию в такой ситуации нецелесообразно, так как данный участок работы является временным и по истечении периода составления отчетности у принятого в штат организации специалиста не будет работы. Найти же квалифицированного сотрудника на временную работу нелегко. Поэтому разовый аутсорсинг, гарантирующий  получение услуг высококвалифицированного специалиста в области бухгалтерского учета, является, на наш взгляд, наиболее приемлемым в данном случае.


Необходимость в восстановлении учета возникает при обнаружении фактов неправильного ведения бухгалтерского и учета налогообложения за предыдущие периоды или его отсутствия на определенных участках. Восстановление учета может охватывать подготовку учетных регистров бухгалтерского и учета налогообложения, исчисление налогов, составление исправительных записей по прошлым периодам для отражения в текущей бухгалтерской отчетности организации, заполнение исправительных деклараций и др.


Очевидно, что при необходимости ведения текущей работы и составления текущей отчетности работа по восстановлению учета за прошлые периоды (без увеличения штата бухгалтерии) может быть затруднена или отложена. А это, в конечном счете, может привести к неблагоприятным последствиям для организации. Привлечение специализированной организации для выполнения такой работы позволит организации сократить затраты на наем постоянных сотрудников, высвободить время собственного персонала, обеспечить непрерывность текущей работы бухгалтерии, соблюсти сроки подготовки и сдачи отчетности, минимизировать возможные бухгалтерские и налоговые риски.


Одним из новых и быстро развивающихся направлений в сфере аутсорсинга является услуга предоставления персонала. На основании договора, предусматривающего предоставление персонала, сотрудники аутсорсинговой организации командируются непосредственно в офис клиента на согласованный срок для выполнения определенных участков работ или определенных должностных обязанностей. Такие услуги востребованы в случаях необходимости замены сотрудника в связи с длительными отпусками или командировками. В случаях, когда для временного выполнения работы нецелесообразно нанимать постоянного сотрудника, также используется данная услуга. Например, при составлении годовой отчетности, при сдаче налоговых деклараций. Период, на который временный сотрудник направляется аутсорсинговой компанией к клиенту, согласовывается сторонами.


При любом из этих вариантов аутсорсинговая фирма гарантирует правильность ведения учета и составления отчетности и несет полную ответственность за ущерб, нанесенный клиенту по ее вине. Заказывая аутсорсинг, клиент передает аутсорсинговой фирме не только функции своей бухгалтерии, но и существенную часть своих рисков, то есть он получает хорошо отлаженную и гарантированную ответственностью аутсорсеров систему учета на своем предприятии. Безусловно, каждый человек, даже компетентный, имеет право на ошибку, но для организации, воспользовавшейся аутсорсинговыми услугами, это уже не имеет большого значения, так как устранено самое главное - вероятность риска. Все риски, связанные с ошибками в учете (бухгалтерские риски), расчетом налогов (налоговые риски), своевременностью сдачи отчетов и деклараций несет фирма - исполнитель.

Категория: Учет | Добавил: kav (09.01.2009)
Просмотров: 1790
Форма входа

Категории раздела
Анализ [11]
Налогообложение [2]
Учет [7]
Финансы [12]
Прочие [16]

Наши партнеры

Книжный интернет-магазин Sprinter.ru

OZON.ru

ИД

Научные конференции


Счетчик
Яндекс.Метрика



Copyright MyCorp © 2023Сайт управляется системой uCoz