Анализ преобразований в налогообложении предприятий
КАТАЕВА
Л.Ф.
АНАЛИЗ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Опубликовано:
Актуальные вопросы экономики и управления: Сборник материалов
международной научно-практической конференции. (20-25 декабря 2008
года). -Димитровград: ДИТУД, 2008. - 178 с.
Совершенствование налоговой системы России, происходящее в
последние 5-7лет, затрагивает как вопросы налогового администрирования, так и
особенности уплаты отдельных налогов. Основные изменения налогового законодательства
связаны с важнейшими налогами, такими
как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, единый социальный налог,
налог на доходы физических лиц. С 2001 года в стране действует единая ставка
НДФЛ, равная 13%; ставка ЕСН была снижена в 2005 году с 35,6 % до 26 %;
основнаяставка НДСв 2004 году уменьшена с 20 % до 18 %. В 2002
году был введен налог на добычу полезных ископаемых вместо трех налоговых
платежей: платы за пользование недрами при добыче полезных ископаемых,
отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов на нефть и
стабильный газовый конденсат. По налогу на прибыль с 2002 года ставка налога
снижена с 35 % до 24%, а также произведены существенные преобразования в
исчислении налоговой базы в соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ. В
2009 году ожидается снижение ставки налога на прибыль до 20%.
Следует отметить, что снижение ставок налогов не повлияло на
поступления в государственный бюджет, налоговые доходы устойчиво росли, что произошло
во многом благодаря благоприятной конъюнктуре рынка нефти и введению НДПИ. Налоговый
анализ структуры платежей в государственный бюджет показывает, что в
консолидированном бюджете РФ наибольший удельный вес в 2007 году занимали
таможенные пошлины – 19,2%, которыес
2005 года не рассматриваются как налоговые доходы; доля НДС составила 18,7%,
налога на прибыль – 17,9 %; единого социального налога – 15,3%. При этом доля
налогов в валовом внутреннем продукте составляет в 2007 году по НДС – 6,9 %, по
налогу на прибыль – 6,6 %, по ЕСН – 5,6 %.
Значительные преобразования произошли и по специальным
налоговым режимам для малого предпринимательства. Начиная с 2009 г. намечены еще более
существенные послабления для субъектов малого бизнеса, которые помогут
развиваться или просто выжить в условиях финансового кризиса. Среди важнейших
мероприятий в этой области надо отметить удлинение срока налогового периода,
например по упрощенной системе до одного года; уменьшение ставок налогов;
увеличение перечня и условий формирования расходов при определении налогооблагаемой
базы.
Перечисленные мероприятия по облегчению налоговой нагрузки и
структура налоговых платежей в целом по всем отраслям экономики наглядно иллюстрируют
процессы, происходящие в налоговой системе страны. Перечисленные мероприятия
создали более привлекательные условия для отдельных обрабатывающих отраслей,
увеличили их инвестиционную привлекательность, создали базовые условия для
диверсификации экономики, что в конечном итоге должно повысить конкурентоспособность
страны.
Приведенные примеры показывают стремление государства
придать налоговой системе нашей страны не только фискальный характер, но и
повысить активность предприятий и организаций на рынке.
Налоговая система России и далее будет развиваться и
совершенствоваться, что отмечено в планах правительства на ближайшие три года и
более отдаленную перспективу. Необходимо обеспечить соблюдение принципов нейтральности
и справедливости налоговой системы. Особое значение в этой связи приобретает
размер налоговой нагрузки на отдельного налогоплательщика. Налоговый пресс
должен быть таким, чтобы доходы бюджетной системы не сокращались, а возрастали
в первую очередь для обеспечения выполнения социальных обязательств со стороны
государства. В то же время налоговая нагрузка не должна быть чрезмерной, чтобы
обеспечить возможности экономического роста для отдельных коммерческих
организаций.
В таблице приведены расчеты и сравнительная динамика
налоговой нагрузкив целом по экономике
РФ и по двум промышленным предприятиям.
Выбран одинаковый период времени, чтобы показать, как изменяются условия
налогообложения в обрабатывающей промышленности.
Представляется наиболее верным сравнение уровня налогообложения
по стране с налоговой нагрузкой предприятия в процентах к добавленной стоимости,
т.к. именно добавленная стоимость представляет собой показатель, аналогичный по
методике расчета ВВП. Результаты показывают, что налоговая нагрузка снижается,
причем для исследуемых предприятий более существенно, чем в среднем по стране.
Таблица– Динамика налоговой нагрузки
Наименование
показателя
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Налоговые доходы бюджетной системы РФ, % в ВВП
34,6
35,3
36,6
36,4
36,7
Сумма всех уплаченных предприятием А налогов в добавленной
стоимости, %
40,39
33,76
31,21
28,06
24,64
Сумма всех уплаченных предприятием Д налогов в добавленной
стоимости, %
56,61
42,13
35,42
29,04
27,55
Так, в 2007 году размер налоговой нагрузки уменьшился по
предприятию А на 15,75 процентных пункта
по сравнению с 2003 годом, а по стране налоговая нагрузка выросла на 2,3 процента.
Налоговая нагрузка в нашей стране гораздо ниже
аналогичного показателя по странам ЕС, где в среднем налоговые доходы
составляют 47% ВВП. По предприятию Д налоговая нагрузка сократилась практически
в два раза – на 29,06 процентных пункта.
Более подробный анализ показал, что второе предприятие в
период 2003 и 2004 годов имело крайне низкий уровень рентабельности, что в
значительной мере сказалось на уровне налогового пресса. Вообще предварительно
выполненный финансовый анализ налогоплательщиков позволяет сделать выводы о
финансовой устойчивости и деловой активности и в дальнейшем увязать результаты
производственно-коммерческой деятельности с налогообложением.
Анализ структуры налоговых платежей по способу
налогообложения показал, что постепенно увеличивается удельный вес прямых
налогов. Поступления налогов в бюджетную систему отражают наибольший удельный
вес платежей в федеральный бюджет.
Вместе с тем, совершенствование функционирования налоговой
системы должно опираться на решение проблем, связанных со стимулированием инвестиций
и инноваций, т.к. только побуждение активности в этих областях способно вывести
экономику страны и отдельные предприятия и организации на более высокий уровень
конкурентоспособности. При этом государственная политика в области
налогообложения должна быть достаточно
эффективна по отношению к аналогичным мерам в других странах.
В действующей налоговой системе предусмотрен ряд мер,
которые можно ассоциировать с инвестиционными льготами. Необходимо отметить,
что инвестиционные льготы во всех развитых странах связаны главным образом с особенностями
налогообложения прибыли. В нашей стране до 2002 года действовала прямая
инвестиционная льгота, которая позволяла до 50 % налогооблагаемой прибыли
направлять на инвестиции.
Изменения в налоге на прибыль привели к ликвидации указанной
льготы, но приняты положения, которые позволяют в определенной степени увеличивать
инвестиционные расходы:
- использование амортизационной политики по методу
ускоренной амортизации с применением коэффициента ускорения 2 или 3;
- использование «амортизационной премии», которая составляет
10% от первоначальной стоимости основных средств (с 2009 года – 30 %);
- возможность учета расходов по уплате процентов по
долгосрочным инвестиционным кредитам в составе внереализационных расходов;
- включение расходов по научным исследованиям и
опытно-конструкторским разработкам в состав прочих расходов;
- механизмы налогового стимулирования для организаций в
особых экономических зонах, где будут разрабатываться высокотехнологичные проекты.
Однако, как показывают наши расчеты, получить общий размер
понижения налога на прибыль на 50% обычному предприятию, как это было возможно до
2002 года, в настоящее время проблематично. Так, ускоренная амортизациявыгодна только первые два-три года
эксплуатации основных средств и фактически не может рассматриваться как метод
стимулирования инноваций; амортизационная премия действует только один год;
большинство предприятий все же находятся не в особых экономических зонах.
Исследования, выполненные нами по двум промышленным
предприятиям, показывают, что налоговые платежи значительно превышают размер их
инвестиций. По предприятию А за исследуемый период (2003 -2007 г.) сумма налоговыхплатежей в среднем в 8,7 раза превышала
размер инвестиций, а по предприятию Д в 4,3 разаоказалась больше инвестиций. На основании
выполненного анализа можно отметить, что налогообложение оказывает значительное
давление на инвестиционную активность организаций.
Представляется целесообразным использование более
существенных льгот для стимулирования инновационной активности в виде
налогового кредита, а также более крупных льгот в виде возможности включения инвестиций в
расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Предоставление
налогового кредита следует увязать с общей суммой расходов на исследования и
разработки и с приростом таких расходов за налоговый период. Указанные суммы
позволят предприятиям использовать на инновационную деятельность значительные собственные
ресурсы. В период финансового кризиса понижается доступность долгосрочных
кредитов, и такие налоговые льготы могут сыграть важную роль в сохранении финансовой
стабильности.
Имеет значение также организация
целевого использования средств налоговых стимулов в инновационной деятельности
организаций. В развитых странах предоставление налоговых льгот связано с
приростом расходов на НИОКР, что в значительной мере стимулирует не только
приобретение нового оборудования, реконструкцию или расширение предприятий, но
и является мощным двигателем в области сотрудничества научных коллективов и
производства. В нашей стране пока такие меры в налоговом законодательстве не предусмотрены
и у фирм отсутствует интерес к организации научных исследований и разработок
посредством налоговых стимулов. Между
тем известно, что прикладные научные исследования в области инновационных
продуктов и технологий требуют крупных сумм, но и по истечении определенного
периода дадут эффект, выраженный в улучшении финансовых результатов и более высоких
показателях эффективности. Таким образом,налоговые преференции государства в инновационной сфере имеют
существенное положительное значение и постепенно за счет расширения налоговой
базы приведут к значительному росту
поступлений в бюджет.