Финансы и учет

Пятница, 27.01.2023, 08:47
Приветствую Вас Гость | RSS | 
Меню сайта

Поиск

Главная » Статьи » Налогообложение

Анализ преобразований в налогообложении предприятий

КАТАЕВА Л.Ф.

 

АНАЛИЗ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ


Опубликовано: Актуальные вопросы экономики и управления: Сборник материалов международной научно-практической конференции. (20-25 декабря 2008 года). -Димитровград: ДИТУД, 2008. - 178 с.


Совершенствование налоговой системы России, происходящее в последние 5-7лет, затрагивает как вопросы налогового администрирования, так и особенности уплаты отдельных налогов. Основные изменения налогового законодательства связаны с  важнейшими налогами, такими как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц. С 2001 года в стране действует единая ставка НДФЛ, равная 13%; ставка ЕСН была снижена в 2005 году с 35,6 % до 26 %; основная  ставка НДС  в 2004 году уменьшена с 20 % до 18 %. В 2002 году был введен налог на добычу полезных ископаемых вместо трех налоговых платежей: платы за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов на нефть и стабильный газовый конденсат. По налогу на прибыль с 2002 года ставка налога снижена с 35 % до 24%, а также произведены существенные преобразования в исчислении налоговой базы в соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ. В 2009 году ожидается снижение ставки налога на прибыль до 20%.

Следует отметить, что снижение ставок налогов не повлияло на поступления в государственный бюджет, налоговые доходы устойчиво росли, что произошло во многом благодаря благоприятной конъюнктуре рынка нефти и введению НДПИ. Налоговый анализ структуры платежей в государственный бюджет показывает, что в консолидированном бюджете РФ наибольший удельный вес в 2007 году занимали таможенные пошлины – 19,2%, которые  с 2005 года не рассматриваются как налоговые доходы; доля НДС составила 18,7%, налога на прибыль – 17,9 %; единого социального налога – 15,3%. При этом доля налогов в валовом внутреннем продукте составляет в 2007 году по НДС – 6,9 %, по налогу на прибыль – 6,6 %, по ЕСН – 5,6 %.


Значительные преобразования произошли и по специальным налоговым режимам для малого предпринимательства. Начиная с 2009 г. намечены еще более существенные послабления для субъектов малого бизнеса, которые помогут развиваться или просто выжить в условиях финансового кризиса. Среди важнейших мероприятий в этой области надо отметить удлинение срока налогового периода, например по упрощенной системе до одного года; уменьшение ставок налогов; увеличение перечня и условий формирования расходов при определении налогооблагаемой базы.


Перечисленные мероприятия по облегчению налоговой нагрузки и структура налоговых платежей в целом по всем отраслям экономики наглядно иллюстрируют процессы, происходящие в налоговой системе страны. Перечисленные мероприятия создали более привлекательные условия для отдельных обрабатывающих отраслей, увеличили их инвестиционную привлекательность, создали базовые условия для диверсификации экономики, что в конечном итоге должно повысить конкурентоспособность страны.


Приведенные примеры показывают стремление государства придать налоговой системе нашей страны не только фискальный характер, но и повысить активность предприятий и организаций на рынке.


Налоговая система России и далее будет развиваться и совершенствоваться, что отмечено в планах правительства на ближайшие три года и более отдаленную перспективу. Необходимо обеспечить соблюдение принципов нейтральности и справедливости налоговой системы. Особое значение в этой связи приобретает размер налоговой нагрузки на отдельного налогоплательщика. Налоговый пресс должен быть таким, чтобы доходы бюджетной системы не сокращались, а возрастали в первую очередь для обеспечения выполнения социальных обязательств со стороны государства. В то же время налоговая нагрузка не должна быть чрезмерной, чтобы обеспечить возможности экономического роста для отдельных коммерческих организаций.


В таблице приведены расчеты и сравнительная динамика налоговой нагрузки  в целом по экономике РФ и по  двум промышленным предприятиям. Выбран одинаковый период времени, чтобы показать, как изменяются условия налогообложения в обрабатывающей промышленности.


Представляется наиболее верным сравнение уровня налогообложения по стране с налоговой нагрузкой предприятия в процентах к добавленной стоимости, т.к. именно добавленная стоимость представляет собой показатель, аналогичный по методике расчета ВВП. Результаты показывают, что налоговая нагрузка снижается, причем для исследуемых предприятий более существенно, чем в среднем по стране.


Таблица  – Динамика налоговой нагрузки


Наименование

показателя

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Налоговые доходы бюджетной системы РФ, % в ВВП

34,6

35,3

36,6

36,4

36,7

Сумма всех уплаченных предприятием А налогов в добавленной стоимости, %

 

40,39

 

33,76

 

31,21

 

28,06

 

24,64

Сумма всех уплаченных предприятием Д налогов в добавленной стоимости, %

 

56,61

 

42,13

 

35,42

 

29,04

 

27,55



Так, в 2007 году размер налоговой нагрузки уменьшился по предприятию А  на 15,75 процентных пункта по сравнению с 2003 годом, а по стране налоговая нагрузка выросла на 2,3 процента. Налоговая нагрузка в нашей стране гораздо ниже  аналогичного показателя по странам ЕС, где в среднем налоговые доходы составляют 47% ВВП. По предприятию Д налоговая нагрузка сократилась практически в два раза – на 29,06 процентных пункта.


Более подробный анализ показал, что второе предприятие в период 2003 и 2004 годов имело крайне низкий уровень рентабельности, что в значительной мере сказалось на уровне налогового пресса. Вообще предварительно выполненный финансовый анализ налогоплательщиков позволяет сделать выводы о финансовой устойчивости и деловой активности и в дальнейшем увязать результаты производственно-коммерческой деятельности с налогообложением.


Анализ структуры налоговых платежей по способу налогообложения показал, что постепенно увеличивается удельный вес прямых налогов. Поступления налогов в бюджетную систему отражают наибольший удельный вес платежей в федеральный бюджет.


Вместе с тем, совершенствование функционирования налоговой системы должно опираться на решение проблем, связанных со стимулированием инвестиций и инноваций, т.к. только побуждение активности в этих областях способно вывести экономику страны и отдельные предприятия и организации на более высокий уровень конкурентоспособности. При этом государственная политика в области налогообложения  должна быть достаточно эффективна по отношению к аналогичным мерам в других странах.


В действующей налоговой системе предусмотрен ряд мер, которые можно ассоциировать с инвестиционными льготами. Необходимо отметить, что инвестиционные льготы во всех развитых странах связаны главным образом с особенностями налогообложения прибыли. В нашей стране до 2002 года действовала прямая инвестиционная льгота, которая позволяла до 50 % налогооблагаемой прибыли направлять на инвестиции.


Изменения в налоге на прибыль привели к ликвидации указанной льготы, но приняты положения, которые позволяют в определенной степени увеличивать инвестиционные расходы:

- использование амортизационной политики по методу ускоренной амортизации с применением коэффициента ускорения 2 или 3;

- использование «амортизационной премии», которая составляет 10% от первоначальной стоимости основных средств (с 2009 года – 30 %);

- возможность учета расходов по уплате процентов по долгосрочным инвестиционным кредитам в составе внереализационных расходов;

- включение расходов по научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам в состав прочих расходов;

- механизмы налогового стимулирования для организаций в особых экономических зонах, где будут разрабатываться высокотехнологичные проекты.


Однако, как показывают наши расчеты, получить общий размер понижения налога на прибыль на 50%  обычному предприятию, как это было возможно до 2002 года, в настоящее время проблематично. Так, ускоренная амортизация  выгодна только первые два-три года эксплуатации основных средств и фактически не может рассматриваться как метод стимулирования инноваций; амортизационная премия действует только один год; большинство предприятий все же находятся не в особых экономических зонах.


Исследования, выполненные нами по двум промышленным предприятиям, показывают, что налоговые платежи значительно превышают размер их инвестиций. По предприятию А за исследуемый период (2003 -2007 г.) сумма налоговых  платежей в среднем в 8,7 раза превышала размер инвестиций, а по предприятию Д в 4,3 раза  оказалась больше инвестиций. На основании выполненного анализа можно отметить, что налогообложение оказывает значительное давление на инвестиционную активность организаций.


Представляется целесообразным использование более существенных льгот для стимулирования инновационной активности в виде налогового кредита, а также более крупных льгот  в виде возможности включения инвестиций в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Предоставление налогового кредита следует увязать с общей суммой расходов на исследования и разработки и с приростом таких расходов за налоговый период. Указанные суммы позволят предприятиям использовать на инновационную деятельность значительные собственные ресурсы. В период финансового кризиса понижается доступность долгосрочных кредитов, и такие налоговые льготы могут сыграть важную роль в сохранении финансовой стабильности.


 Имеет значение также организация целевого использования средств налоговых стимулов в инновационной деятельности организаций. В развитых странах предоставление налоговых льгот связано с приростом расходов на НИОКР, что в значительной мере стимулирует не только приобретение нового оборудования, реконструкцию или расширение предприятий, но и является мощным двигателем в области сотрудничества научных коллективов и производства. В нашей стране пока такие меры в налоговом законодательстве не предусмотрены и у фирм отсутствует интерес к организации научных исследований и разработок посредством налоговых стимулов.  Между тем известно, что прикладные научные исследования в области инновационных продуктов и технологий требуют крупных сумм, но и по истечении определенного периода дадут эффект, выраженный в улучшении финансовых результатов и более высоких показателях эффективности. Таким образом,  налоговые преференции государства в инновационной сфере имеют существенное положительное значение и постепенно за счет расширения налоговой базы приведут к  значительному росту поступлений в бюджет.


Категория: Налогообложение | Добавил: kav (10.01.2009)
Просмотров: 921
Форма входа

Категории раздела
Анализ [11]
Налогообложение [2]
Учет [7]
Финансы [12]
Прочие [16]

Наши партнеры

Книжный интернет-магазин Sprinter.ru

OZON.ru

ИД

Научные конференции


Счетчик
Яндекс.Метрика



Copyright MyCorp © 2023Сайт управляется системой uCoz