Налоговое регулирование как инструмент стимулирования инновационной деятельности в республике Беларусь
БОЛТРУШЕВИЧ
Г.К., ИВАНОВА Т.И.
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Опубликовано:
Актуальные вопросы экономики и управления: Сборник материалов
международной научно-практической конференции. (20-25 декабря 2008
года). -Димитровград: ДИТУД, 2008. - 178 с.
Инновации оказывают значительное
воздействие на экономику любого государства и его общественное устройство, так
как повышают конкурентоспособность и влияют на основные макроэкономические
показатели. Однако их специфическое содержание свидетельствует о необходимости
государственной поддержки и стимулирования. Это связано с тем, что многие
нововведения влекут за собой значительные затраты, особенно на начальных
стадиях разработки, а также характеризуются неопределенностью результатов и
длительностью процесса получения отдачи.
Согласно действующему
законодательству к инновациям относятся все изменения (новшества), которые
впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую
и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией следует понимать не только
внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
- технологически новые или
технологически усовершенствованные виды продукции (продуктовые инновации).
Технологически новый продукт – это продукт, чьи технологические характеристики
(функциональные признаки, конструктивное исполнение, дополнительные операции, а
также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое
использование преимущественно новые либо существенно отличаются от аналогичных
ранее производимых продуктов;
- новые или улучшенные услуги
(инновации услуг);
- новые или улучшенные
производственные процессы и технологии (процессные и технологические
инновации). Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового
производственного оборудования, новых методов организации производственного
процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований
и разработок. Такие инновации нацелены на повышение эффективности производства
или уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и
для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных
продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием
обычных производственных методов;
- измененные социальные отношения
на предприятии (социальные или кадровые инновации);
- новые или улучшенные
производственные системы (структурные инновации).
Все виды инноваций в практической
деятельности переплетаются между собой. В условиях современных технологий
технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в
производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.
Система стимулирования должна
способствовать решению двуединой задачи государства в области экономики: общей
активизации применения инноваций, обеспечения структурной перестройки и
повышения конкурентоспособности реальных секторов экономики.
В настоящее время основными
инструментами стимулирования инновационной активности является создание
инновационной инфраструктуры, налогово-кредитное регулирование, международное
сотрудничество в области инноваций, государственное финансирование
инновационной деятельности. В Республике Беларусь предпочтение отдается
налоговому регулированию. В качестве основного стимула выступают налоговые
льготы, среди которых наиболее значимой является освобождение от
налогообложения прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений
производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение
кредитов банков полученных и использованных на эти цели, при условии полного
использования средств амортизационного фонда. Источником финансирования
капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а
также погашения кредитов банков, в пределах которого может быть использована
льгота, является прибыль, оставшаяся в распоряжении организации после уплаты
налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные и
внебюджетные фонды (чистая прибыль), отраженная в установленном порядке на
счетах бухгалтерского учета по состоянию на 1-е число месяца, за который
используется льгота.
Предоставление предприятиям
возможности использовать чистую прибыль на капитальные вложения и
научно-технический прогресс без уплаты налога является существенным стимулом к
обновлению производственных мощностей. Однако эта льгота действенна только
тогда, когда предприятие имеет достаточную прибыль. Вместе с тем, следует
учитывать, что внедрение новой техники зачастую предполагает использование
новых технологических процессов, связанных с определенными затратами, не
подпадающими под определение капитальных вложений производственного назначения.
Существуют также и другие
налоговые льготы, но они либо касаются ограниченного перечня субъектов
хозяйствования, либо настолько незначительны, что не могут существенно повлиять
на инновационный климат в государстве.
Имеющиеся налоговые льготы не
позволили сформировать целостный механизм, который мог бы обеспечивать
стимулирование инновационного процесса в комплексе – от научных разработок до
выпуска и реализации нового продукта. Кроме того, практически невозможна оценка
эффективности применения этих льгот, поскольку проведение научных исследований
не всегда гарантирует быстрый результат и его внедрение.
Опыт государственной поддержки
инновационной деятельности в развитых странах свидетельствует о преимуществах
комплексного подхода к ее стимулированию исходя из конкретных исторических
условий развития. Можно выделить два этапа в налоговом стимулировании инноваций
в западных странах: 50-70-е и 80-90-е годы ХХ века.
На первом этапе основными
направлениями государственного регулирования было формирование льгот и
привилегий, направленных на стимулирование частного капитала для осуществления
инвестиций в расширение производства, научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы, минуя бюджетное сотрудничество компаний с
научными учреждениями, развитие малых и средних исследовательских фирм.
Налоговые кредиты предоставлялись через систему государственных заказов и
программ. Это позволяло обеспечить приток частных инвестиций в новые
технологические направления. В систему льгот включались также ускоренная
амортизация и инвестиционные налоговые кредиты. Система инвестиционного
налогового кредитования предполагала исключение из суммы налогооблагаемой
прибыли или налога на прибыль определенной суммы, рассчитанной в процентах от
стоимости вводимого в эксплуатацию оборудования. Стимулирование
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществлялось
посредством единовременного исключения из налогооблагаемых доходов затрат на
проведение этих работ или вычета этих затрат в течение ряда лет. Подобные
льготы использовались в США, Великобритании, Бельгии, Голландии и других
странах. Эти страны определяли также направления предпринимательской
деятельности, которым предоставлялись максимальные льготы, что в условиях
свободного перелива капитала позволяло обеспечить приоритетное развитие
отдельных отраслей.
В 80-е г. в связи с изменившимися
условиями потребовалось совершенствование системы государственного
стимулирования инновационных процессов. На данном этапе задача заключалась в
сокращении времени от стадии научной
разработки до массового производства. Были отменены ранее используемые льготы и
основной акцент в системе налогового стимулирования инновационной
деятельности был сделан на налоговые
кредиты и льготные режимы налогообложения отдельных плательщиков или отдельные виды деятельности.
Особое внимание уделялось венчурным фирмам и другим компаниям, которые
финансировали рисковые операции, компаниям, занятым в передовых направлениях
науки и техники. Льготировались суммы инвестиций в акции новых компаний,
занимающихся венчурными операциями, расходы на подготовку, переподготовку и
повышение квалификации кадров. Эти меры обеспечивали соответствие действующей
системы налогообложения требованиям научно-технического прогресса.
Учитывая опыт зарубежных стран, в
Республике Беларусь необходима разработка системы мер комплексного воздействия
на инновационный климат, которая должна включать, прежде всего, финансовые, а
также правовые методы, необходимые для совершенствования законодательной базы
инновационных процессов.
На данном этапе целесообразно
использовать несколько уровней налоговых льгот: от максимальных льгот или
полного освобождения от всех видов налогов и других обязательных платежей, до
минимальных льгот для разработок, не являющихся приоритетными для государства.
Объектом стимулирования должна
являться научная и инновационная деятельность и инновационная
заинтересованность реальных секторов экономики, признанная общественно приоритетной,
направления которой определяются государством, финансируются полностью или
частично из бюджета и контролируется соответствующими органами исполнительной
власти.
Изменяя налоговые правила, ставки
налогообложения, сроки уплаты, структуру налогообложения, амортизационную
политику, принципы бюджетной поддержки, государство сможет эффективно влиять на
процессы накопления и потребления капитала, структуру материального
производства, его территориальное размещение. С помощью гибкой системы
стимулирования должно достигаться оптимальное соотношение между бюджетным
финансированием науки и самофинансированием научно-технического прогресса.
В 2005 г. началось формирование
инновационной инфраструктуры, представленной Парком высоких технологий, который
должен стать важнейшим элементом национальной инновационной системы, призванным
осуществлять деятельность в области разработки и внедрения
информационно-коммуникативных технологий и программного обеспечения. Парк высоких технологий
должен также предоставлять своим
резидентам специализированный инновационный сервис: колсантинг, контроллинг,
инжиниринг и аудит. Участниками Парка высоких технологий могут быть любые
предприятия и индивидуальные предприниматели. Резиденты Парка высоких технологий согласно Декрета
Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 г. №12 «О Парке высоких
технологий» получают определенные налоговые льготы. Кроме того, любые субъекты
хозяйствования могут получать налоговые льготы по проектам, утвержденным в
Парке высоких технологий. Резиденты и нерезиденты парка освобождаются от налогов и сборов,
уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), уплаты таможенных
пошлин и НДС, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики
Беларусь для осуществления деятельности в сфере высоких технологий. Для
компаний-разработчиков программного обеспечения, работающих в Парке высоких технологий, введена нулевая ставка НДС и подоходный налог
снижен до 9 % вместо действующей шкалы 9 – 30 %.
Резиденты Парка высоких
технологий, а также нерезиденты при получении прибыли от выполнения работ
(оказания услуг) по зарегистрированным бизнес-проектам в сфере новых и высоких
технологий освобождены от налога на прибыль.
Однако, несмотря на позитивные
сдвиги в сфере налогообложения, выражающиеся в снижении налоговой нагрузки, сокращении косвенных налогов, упрощении методик исчисления налогов и
сборов, налоговая нагрузка в отрасли «Наука и научное обслуживание» на 3,5 –
5,5 процентных пункта выше, чем в промышленности и экономике в целом. Это
связано с тем, что данная сфера деятельности относится к трудоемким, а
налогообложение фонда оплаты труда является самым высоким. Данную проблему
необходимо решать в ближайшее время, поскольку она может стать существенным
препятствием для развития национальной экономики по инновационному пути.
Необходимо разработать и внедрить обоснованные мероприятия по налогообложению
инновационной деятельности с учетом опыта развитых стран, которые должны стать
обязательной составляющей реформирования налоговой системы Республики Беларусь.