Финансы и учет

Пятница, 27.01.2023, 08:16
Приветствую Вас Гость | RSS | 
Меню сайта

Поиск

Главная » Статьи » Налогообложение

Налоговое регулирование как инструмент стимулирования инновационной деятельности в республике Беларусь

БОЛТРУШЕВИЧ Г.К., ИВАНОВА Т.И.


НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Опубликовано: Актуальные вопросы экономики и управления: Сборник материалов международной научно-практической конференции. (20-25 декабря 2008 года). -Димитровград: ДИТУД, 2008. - 178 с.


Инновации оказывают значительное воздействие на экономику любого государства и его общественное устройство, так как повышают конкурентоспособность и влияют на основные макроэкономические показатели. Однако их специфическое содержание свидетельствует о необходимости государственной поддержки и стимулирования. Это связано с тем, что многие нововведения влекут за собой значительные затраты, особенно на начальных стадиях разработки, а также характеризуются неопределенностью результатов и длительностью процесса получения отдачи.


Согласно действующему законодательству к инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией следует понимать не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

- технологически новые или технологически усовершенствованные виды продукции (продуктовые инновации). Технологически новый продукт – это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное исполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование преимущественно новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов;

- новые или улучшенные услуги (инновации услуг);

- новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации). Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены на повышение эффективности производства или уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов;

- измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);

- новые или улучшенные производственные системы (структурные инновации).


Все виды инноваций в практической деятельности переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

Система стимулирования должна способствовать решению двуединой задачи государства в области экономики: общей активизации применения инноваций, обеспечения структурной перестройки и повышения конкурентоспособности реальных секторов экономики.


В настоящее время основными инструментами стимулирования инновационной активности является создание инновационной инфраструктуры, налогово-кредитное регулирование, международное сотрудничество в области инноваций, государственное финансирование инновационной деятельности. В Республике Беларусь предпочтение отдается налоговому регулированию. В качестве основного стимула выступают налоговые льготы, среди которых наиболее значимой является освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования средств амортизационного фонда. Источником финансирования капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также погашения кредитов банков, в пределах которого может быть использована льгота, является прибыль, оставшаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (чистая прибыль), отраженная в установленном порядке на счетах бухгалтерского учета по состоянию на 1-е число месяца, за который используется льгота.


Предоставление предприятиям возможности использовать чистую прибыль на капитальные вложения и научно-технический прогресс без уплаты налога является существенным стимулом к обновлению производственных мощностей. Однако эта льгота действенна только тогда, когда предприятие имеет достаточную прибыль. Вместе с тем, следует учитывать, что внедрение новой техники зачастую предполагает использование новых технологических процессов, связанных с определенными затратами, не подпадающими под определение капитальных вложений производственного назначения.


Существуют также и другие налоговые льготы, но они либо касаются ограниченного перечня субъектов хозяйствования, либо настолько незначительны, что не могут существенно повлиять на инновационный климат в государстве.


Имеющиеся налоговые льготы не позволили сформировать целостный механизм, который мог бы обеспечивать стимулирование инновационного процесса в комплексе – от научных разработок до выпуска и реализации нового продукта. Кроме того, практически невозможна оценка эффективности применения этих льгот, поскольку проведение научных исследований не всегда гарантирует быстрый результат и его внедрение.


Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в развитых странах свидетельствует о преимуществах комплексного подхода к ее стимулированию исходя из конкретных исторических условий развития. Можно выделить два этапа в налоговом стимулировании инноваций в западных странах: 50-70-е и 80-90-е годы ХХ века.


На первом этапе основными направлениями государственного регулирования было формирование льгот и привилегий, направленных на стимулирование частного капитала для осуществления инвестиций в расширение производства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, минуя бюджетное сотрудничество компаний с научными учреждениями, развитие малых и средних исследовательских фирм. Налоговые кредиты предоставлялись через систему государственных заказов и программ. Это позволяло обеспечить приток частных инвестиций в новые технологические направления. В систему льгот включались также ускоренная амортизация и инвестиционные налоговые кредиты. Система инвестиционного налогового кредитования предполагала исключение из суммы налогооблагаемой прибыли или налога на прибыль определенной суммы, рассчитанной в процентах от стоимости вводимого в эксплуатацию оборудования. Стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществлялось посредством единовременного исключения из налогооблагаемых доходов затрат на проведение этих работ или вычета этих затрат в течение ряда лет. Подобные льготы использовались в США, Великобритании, Бельгии, Голландии и других странах. Эти страны определяли также направления предпринимательской деятельности, которым предоставлялись максимальные льготы, что в условиях свободного перелива капитала позволяло обеспечить приоритетное развитие отдельных отраслей.


В 80-е г. в связи с изменившимися условиями потребовалось совершенствование системы государственного стимулирования инновационных процессов. На данном этапе задача заключалась в сокращении времени от стадии  научной разработки до массового производства. Были отменены ранее используемые льготы и основной акцент в системе налогового стимулирования инновационной деятельности  был сделан на налоговые кредиты и льготные режимы налогообложения отдельных  плательщиков или отдельные виды деятельности. Особое внимание уделялось венчурным фирмам и другим компаниям, которые финансировали рисковые операции, компаниям, занятым в передовых направлениях науки и техники. Льготировались суммы инвестиций в акции новых компаний, занимающихся венчурными операциями, расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Эти меры обеспечивали соответствие действующей системы налогообложения требованиям научно-технического прогресса.


Учитывая опыт зарубежных стран, в Республике Беларусь необходима разработка системы мер комплексного воздействия на инновационный климат, которая должна включать, прежде всего, финансовые, а также правовые методы, необходимые для совершенствования законодательной базы инновационных процессов.


На данном этапе целесообразно использовать несколько уровней налоговых льгот: от максимальных льгот или полного освобождения от всех видов налогов и других обязательных платежей, до минимальных льгот для разработок, не являющихся приоритетными для государства.


Объектом стимулирования должна являться научная и инновационная деятельность и инновационная заинтересованность реальных секторов экономики, признанная общественно приоритетной, направления которой определяются государством, финансируются полностью или частично из бюджета и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.


Изменяя налоговые правила, ставки налогообложения, сроки уплаты, структуру налогообложения, амортизационную политику, принципы бюджетной поддержки, государство сможет эффективно влиять на процессы накопления и потребления капитала, структуру материального производства, его территориальное размещение. С помощью гибкой системы стимулирования должно достигаться оптимальное соотношение между бюджетным финансированием науки и самофинансированием научно-технического прогресса.


В 2005 г. началось формирование инновационной инфраструктуры, представленной Парком высоких технологий, который должен стать важнейшим элементом национальной инновационной системы, призванным осуществлять деятельность в области разработки и внедрения информационно-коммуникативных технологий и программного  обеспечения. Парк высоких технологий должен  также предоставлять своим резидентам специализированный инновационный сервис: колсантинг, контроллинг, инжиниринг и аудит. Участниками Парка высоких технологий могут быть любые предприятия и индивидуальные предприниматели. Резиденты  Парка высоких технологий согласно Декрета Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 г. №12 «О Парке высоких технологий» получают определенные налоговые льготы. Кроме того, любые субъекты хозяйствования могут получать налоговые льготы по проектам, утвержденным в Парке высоких технологий. Резиденты и нерезиденты  парка освобождаются от налогов и сборов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), уплаты таможенных пошлин и НДС, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для осуществления деятельности в сфере высоких технологий. Для компаний-разработчиков программного обеспечения, работающих в Парке высоких технологий,  введена нулевая ставка НДС и подоходный налог снижен до 9 % вместо действующей шкалы 9 – 30 %.


Резиденты Парка высоких технологий, а также нерезиденты при получении прибыли от выполнения работ (оказания услуг) по зарегистрированным бизнес-проектам в сфере новых и высоких технологий освобождены от налога на прибыль.


Однако, несмотря на позитивные сдвиги в сфере налогообложения, выражающиеся в снижении налоговой  нагрузки, сокращении косвенных налогов,  упрощении методик исчисления налогов и сборов, налоговая нагрузка в отрасли «Наука и научное обслуживание» на 3,5 – 5,5 процентных пункта выше, чем в промышленности и экономике в целом. Это связано с тем, что данная сфера деятельности относится к трудоемким, а налогообложение фонда оплаты труда является самым высоким. Данную проблему необходимо решать в ближайшее время, поскольку она может стать существенным препятствием для развития национальной экономики по инновационному пути. Необходимо разработать и внедрить обоснованные мероприятия по налогообложению инновационной деятельности с учетом опыта развитых стран, которые должны стать обязательной составляющей реформирования налоговой системы Республики Беларусь.

Категория: Налогообложение | Добавил: kav (09.01.2009)
Просмотров: 3311
Форма входа

Категории раздела
Анализ [11]
Налогообложение [2]
Учет [7]
Финансы [12]
Прочие [16]

Наши партнеры

Книжный интернет-магазин Sprinter.ru

OZON.ru

ИД

Научные конференции


Счетчик
Яндекс.Метрика



Copyright MyCorp © 2023Сайт управляется системой uCoz